Требование о проведении оценки в конкурсном производстве

Содержание
  1. Требование о проведении оценки в конкурсном производстве
  2. Статья 130. оценка имущества должника
  3. Проведение процедуры оценки собственности должника
  4. Оценка имущества должника в конкурсном производстве
  5. Требование залогового кредитора о проведении оценки
  6. Оценка собственности должника
  7. Особенности оценки имущества в деле о банкротстве
  8. An error occurred
  9. К вопросу оценки стоимости имущества должника
  10. Правительство отказалось от обязательной оценки при банкротстве
  11. Требование о проведении оценки в конкурсном производстве | Адвокат онлайн
  12. Срок оценки имущества должника
  13. Оценка собственности в конкурсном производстве
  14. 13. Оценка имущества паевых инвестиционных фондов
  15. 14. Оценка транспортных средств при определении страховой выплаты по ОСАГО
  16. Роль оценщика в процедуре банкротства предприятия
  17. Роль оценщика в процедуре банкротства предприятия
  18. Зачем нужен оценщик при банкротстве предприятия?
  19. Особенности оценки в процедуре банкротства организации
  20. Цена реализации имущества ≠ стоимость, указанная в отчете
  21. Возможности оспаривания отчета об оценке в процедуре банкротства
  22. Что нужно знать оценщику? Советы арбитражного управляющего
  23. Статья 139 закона №127-ФЗ
  24. Структура и содержание ст. 139 127-ФЗ
  25. Порядок оценки
  26. Утверждение порядка продажи
  27. Как продается имущество должника
  28. Продажа имущества должника стоимостью менее ста тысяч рублей
  29. Прочее

Требование о проведении оценки в конкурсном производстве

Требование о проведении оценки в конкурсном производстве

При нем учитывается стоимость предполагаемых трат на восстановление объекта.В ходе оценки должны быть применены все указанные методы или приведено основание, почему это сделать невозможно.

Чаще всего приставом используется сравнительный метод, другие методики больше практикуются в делах о банкротстве юридических лиц в процессе продажи активов. На основании описанных характеристик объекта пристав приступает к поиску его аналога по техническим характеристикам.

Подобные сведения содержатся в общедоступных источниках, в том числе, в Росстате, отчетах о результатах торгов, на сайте производителей. Также ФССП ежеквартально проводит мониторинг цен на товары и рассылает информацию в подразделения приставов.

Если при сравнительном анализе используется несколько идентичных объектов, то рыночная стоимость определяется как среднее арифметическое.

Статья 130. оценка имущества должника

Единый федеральный реестр сведений о банкротстве в течение двух рабочих дней с даты поступления копии этого отчета в электронной форме. (абзац введен Федеральным законом от 28.07.2012 N 144-ФЗ) 2.

Если в соответствии с настоящим Федеральным законом привлечение оценщика для определения стоимости имущества должника является обязательным, отчет оценщика об оценке имущества должника — унитарного предприятия либо имущества должника — акционерного общества (далее также — отчет об оценке), более двадцати пяти процентов голосующих акций которого находится в государственной или муниципальной собственности, направляется внешним управляющим, конкурсным управляющим в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный Правительством Российской Федерации на подготовку заключений по отчетам оценщиков (далее — орган, уполномоченный на подготовку заключений по отчетам оценщиков). (п. 2 в ред.

Проведение процедуры оценки собственности должника

Оценщик имущества обладает следующими обязанностями:

  • он должен входить в одну из СРО и регулярно уплачивать членские взносы;
  • соблюдать требования российского законодательства, опираться в своей работе на методические рекомендации, стандарты и правила СРО;
  • придерживаться правил деловой и профессиональной этики;
  • при возникновении определенных обстоятельств сообщить о невозможности объективной оценки в ФССП;
  • обеспечить сохранность переданных ему документов и конфиденциальность содержащейся информации;
  • по требованию пристава-исполнителя предоставить страховой полис, документ об образовании, заверенную СРО выписку ее членов;
  • предоставить копии отчетов по запросу суда и правоохранителей.

Отчет об оценке имущества Отчет об оценке должен соответствовать требованиям ФСО-3 от 2015 года.

Оценка имущества должника в конкурсном производстве

В случае, если должником является унитарное предприятие или акционерное общество, более двадцати пяти процентов голосующих акций которого находится в государственной или муниципальной собственности, к отчету об оценке необходимо приложить заключение Росимущества на подготовленный отчет.

Для подготовки заключения проводится анализ отчета на предмет его соответствия закону и сведениям, представленным в отчете и содержащимся в комплекте документов. Росимущество в течение 30-ти дней принимает либо положительное решение насчет отчета об оценке, либо отрицательное.

В любом случае подготовленное заключение направляется арбитражному управляющему.

Требование залогового кредитора о проведении оценки

Важно Федерального закона от 28.07.2012 N 144-ФЗ) (см. текст в предыдущей редакции) 3. В течение тридцати дней со дня получения отчета об оценке орган, уполномоченный на подготовку заключений по отчетам оценщиков, вправе направить арбитражному управляющему мотивированное заключение по этому отчету.

Порядок подготовки указанного заключения устанавливается регулирующим органом.

В случае получения по истечении установленного срока положительного заключения или отсутствия заключения собрание кредиторов или комитет кредиторов устанавливает начальную цену продажи предприятия, иного имущества должника на основании рыночной стоимости такого имущества, определенной в соответствии с отчетом об оценке. 4.

Оценка собственности должника

Привлечение оценщика возможно только по требованию конкурсных кредиторов с размером требований более 2% от всей суммы требований кредиторов. Кстати, если кредитор потребует проведение повторной оценки, то он ее будет оплачивать за счет собственных средств. Таким образом, обязательная оценка в конкурсном производстве за счет должника отменена.

Особенности оценки имущества в деле о банкротстве

Если же кредиторы не согласятся с предоставленным им отчетом, то независимая оценочная работа производится за их счет. Аналогично поступают и в случае, если проведение оценки не обязательно, но собрание или комитет кредиторов приняли решение о ее необходимости.

Причем услуги оплачиваются только кредиторами, авшими «за» на собрании.
В том случае, когда оценка имущества должника производится по требованию конкурсных кредиторов или уполномоченных органов, то средства на оплату услуг оценщика берут со счета должника.

Если же имеющихся на счету денег недостаточно, то оценка оплачивается из средств кредиторов, а затем им должны компенсировать затраты после продажи имущества должника.

Срок проведения оценки собственности Имущество, на которое было обращено взыскание в ходе исполнительного производства, оценивается приставами или оценщиками в течение 30 дней.

An error occurred

Внимание Прежде всего, это касается вида стоимости, определяемой в ходе процедур банкротства.

Согласно Федеральному стандарту оценки «Цель оценки и виды стоимости» (ФСО №2), утвержденному Приказом Минэкономразвития от 20 июля 2007 года №255, оценке подлежит рыночная стоимость имущества должника.

Как показывает и мировая и отечественная практика, реализация имущества банкрота по рыночной стоимости не возможна в принципе, достаточно вспомнить крылатое выражение: «продать с молотка» (более подробно – здесь: http://nbkg.ru/press/fataev_st_2.pdf).

В результате оценщик в процедуре конкурсного производства вынужден определять некую мифическую рыночную стоимость, а не реальную стартовую стоимость имущества, отталкиваясь от которой это имущество может быть успешно реализовано в срок, отведенный законом на проведение торгов.

К вопросу оценки стоимости имущества должника

Итак, позиция конкурсного управляющего в следующем: ФЗ о несостоятельности в процедуре конкурсного производства предусмотрено привлечение независимого оценщика конкурсным управляющим.

При этом законом кредиторы не наделены правом самостоятельно проводить оценку имущества должника, они наделены правом оплатить расходы конкурсного управляющего на оценку. Помимо, в случае несогласия с оценочным актом — есть ряд способов оспаривания.

Нигде!!! не сказано, что конкурсный кредитор, залоговый кредитор может сам! провести оценку.В связи с этим вопрос — на сколько обоснована позиция к/у по отказу в допущении залогового кредитора к оценке залогового имущества.

Правительство отказалось от обязательной оценки при банкротстве

Источник: https://departamentsud.ru/trebovanie-o-provedenii-otsenki-v-konkursnom-proizvodstve/

Требование о проведении оценки в конкурсном производстве | Адвокат онлайн

Требование о проведении оценки в конкурсном производстве

Законопроект «О внесении изменения в статью 1 Федерального закона «О противодействии коррупции» призван устранить сложившуюся правовую неопределенность в сфере бюджетного законодательства, предусматривающего зачисление конфискованных денежных средств, полученных в результате совершения коррупционных правонарушений.

На сумму требований конкурсного кредитора, уполномоченного органа, начисляются проценты.

Проценты на сумму требований выраженную в валюте РФ, начисляются в размере ставки рефинансирования, установленной ЦБ РФ на дату открытия процедуры.

Уплата процентов осуществляется одновременно с погашением требований кредиторов по денежным обязательствам и требований к должнику об уплате обязательных платежей в порядке очередности, установленной ст. 134 ФЗ.

Срок оценки имущества должника

Организация (лизингополучатель), применяющая УСН с объектом «доходы, уменьшенные на величину расходо…

Нормы Закона о банкротстве не содержат положений, исходя из которых направленное на основании п. 1 ст. 139 Закона о банкротстве требование может быть исполнено конкурсным управляющим в срок, превышающий указанный в абз. 2 п. 1 ст. 139 Закона о банкротстве.

Как обжаловать результаты оценки имущества должника? Далеко не всегда стороны согласны с проведенной оценщиком или приставом работой и итоговыми показателями стоимости имущества. Чаще всего недовольны собственники и кредиторы, которые могут понести убытки от результатов торгов.

Законодатель закрепил за сторонами возможность обжаловать результаты труда оценщика.

Оценка собственности в конкурсном производстве

N 508 утвержден специальный Федеральный стандарт оценки «Определение кадастровой стоимости (ФСО N 4)», можно предложить разработку аналогичного специального стандарта оценки в целях определения начальной цены продажи имущества должника в процедурах банкротства.

Например, обязательность величины стоимости оценки установлена в статье 15 ФЗ «Об обществах с ограниченной ответственностью», пункте 3 статьи 34 и пункте 3 статьи 75 ФЗ «Об акционерных обществах», части 2 статьи 3 ФЗ «Об ипотечных ценных бумагах» (далее — ФЗ «Об ИПЦ»).

Однако занизить цену недостаточно — для довершения недобросовестной схемы имущество должно попасть в собственность «своих» покупателей. А для этого нужно обеспечить «своего» организатора торгов и, соответственно, электронную площадку.

Имущество реализовано на торгах. Начальная цена продажи выставленного на торги имущества соответствовала рыночной стоимости объектов, указанной в отчете об оценке.

Надо понимать, что цена продажи не всецело зависит от начальной цены реализации. Недобросовестные участники дела о банкротстве, чтобы сбить цену на имущество, стремятся, к примеру, повлиять на состав лота (продажа комплексом или по частям), шаг торгов, порядок проведения торгов и реализацию путем публичного предложения.

Судебные приставы прибегают к такой процедуре, если у должника нет иного дохода. Имущество может представлять собой различные вещи, материальные блага, недвижимость, транспортные средства, которые необходимо сначала оценить, чтобы потом реализовать. Для этого проводится процедура оценки собственности заемщика.

13. Оценка имущества паевых инвестиционных фондов

Положения ст. 139 Закона о банкротстве являются императивной нормой и не предусматривают права такого конкурсного кредитора или конкурсного управляющего обусловливать срок проведения оценки имущества, о проведении которой заявлено требование (Постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 15.06.

2017 по делу N А57-21645/2014).
Ввиду изложенного конкурсный управляющий, получивший на основании п. 1 ст.

139 Закона о банкротстве требование о привлечении оценщика с указанием состава имущества должника, в отношении которого требуется проведение оценки, не вправе провести указанную оценку в течение трех месяцев, как указано в требовании кредитора.

В суд направлено ходатайство об утверждении начальной цены и порядка реализации.Залоговый кредитор обратился к конкурсному управляющему с вопросом о предоставлении залогового имущества для оценки (??!!!) Залоговый кредитор объясняет это тем, что ему необходимо оценить его право требование, для дальнейшей переуступки этого права.

Согласно п. 1 ст. 124, п. 1 ст. 127 Закона о банкротстве принятие арбитражным судом решения о признании должника банкротом влечет за собой открытие конкурсного производства, утверждение конкурсного управляющего в порядке, предусмотренном ст. 45 Закона о банкротстве.

В случае получения по истечении установленного срока положительного заключения или отсутствия заключения собрание кредиторов или комитет кредиторов устанавливает начальную цену продажи предприятия, иного имущества должника на основании рыночной стоимости такого имущества, определенной в соответствии с отчетом об оценке.

14. Оценка транспортных средств при определении страховой выплаты по ОСАГО

На основании решения собрания кредиторов или комитета кредиторов оценка движимого имущества должника, балансовая стоимость которого на последнюю отчетную дату, предшествующую дате подачи заявления о признании должника банкротом, составляет менее чем сто тысяч рублей, может быть проведена без привлечения оценщика.
Доходный подход представлен двумя основными методами оценки – методом дисконтированных денежных потоков и методом капитализации прибыли.

В данном случае предусмотрена продажа только по рыночной стоимости, она признается на дату определения стоимости. Организация торгов занимает достаточно большое количество времени. Поэтому в большинстве случаев рыночная стоимость, изначально определенная оценщиком, не является ценой реализации. Цена реализации имущества определяется непосредственно на торгах.

Любой пользователь, конкурсный кредитор, оценщик – абсолютно каждый в открытом доступе может получить отчет об оценке и оспорить полученные результаты. Отчет оценщика, в силу статьи 12 закона об оценочной деятельности, является объектом доказательственного значения в суде.

Подача подобных исков связана с неправильной трактовкой части 2 пункта 3 ст. 130 Закона о банкротстве: «Учредители (участники) должника или собственник имущества должника — унитарного предприятия, конкурсные кредиторы, уполномоченные органы вправе обжаловать результаты оценки имущества должника в порядке, установленном федеральным законом».

При оплате акций неденежными средствами для определения рыночной стоимости вносимого в уставный капитал акционерного общества имущества должен привлекаться независимый оценщик, если иное не установлено федеральным законом.

Согласно ст. 127 ФЗ при принятии решения о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства суд утверждает конкурсного управляющего, о чем выносит определение. Конкурсный управляющий действует до даты завершения конкурсного производства или прекращения производства по делу о банкротстве.

Для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением случаев, определенных пунктом 3 настоящей статьи.

Роль оценщика в процедуре банкротства предприятия

Если судебный исполнитель самостоятельно оценивает объекты, в постановлении он сначала приводит опись арестованной собственности должника с указанием её предварительной стоимости и общей стоимости без учёта НДС. Осуществляя процедуру, представитель ФССП должен руководствоваться собственными знаниями и опытом, а главное, действующими рыночными ценами на аналогичные товары.

В процессе исполнительных действий пристав должен соответствующим образом оформлять все вынесенные решения. То же самое касается оценки собственности должника, она сопровождается оформлением постановления в ФССП.

Оценить собственность может сам пристав или приглашённый специалист, имеющий знания в этой деятельности, в соответствии со статьями 61 и 85 закона «Об исполнительном производстве». Собрание кредиторов «принимает к сведению» Отчет об оценке для самостоятельного принятия решения.

Стоимость, определенная Оценщиком, не порождает правовых последствий для лиц, участвующих в конкурсном производстве.

Источник: https://spb-to.ru/finansovye-sovety/16738-trebovanie-o-provedenii-ocenki-v-konkursnom-proizvodstve.html

Роль оценщика в процедуре банкротства предприятия

Требование о проведении оценки в конкурсном производстве

26 ноября 2015

Статьей 130 Федерального Закона “О несостоятельности (банкротстве)”, № 127-ФЗ предусмотрено привлечение оценщика для проведения оценки стоимости имущества, которое реализуется для целей банкротства предприятия.

Зачем нужен оценщик при банкротстве предприятия?

Арбитражный управляющий имеет возможность самостоятельно оценивать некоторые объекты, баланс и стоимость которых менее 100 тыс. рублей. Для оценки остальных объектов должен привлекаться оценщик.

Оценщик важен для арбитражного управляющего, так как он:

  • определяет рекомендуемое значение для начальной цены продажи;
  • привлекается для оспаривания сделок.

В данном случае для арбитражного управляющего это просто незаменимая фигура, которая позволит оспорить или не оспорить ту или иную сделку, совершенную за три года до банкротства предприятия, то есть в пределах срока исковой давности.

Допустим, объект недвижимости был реализован по заниженной стоимости: рыночная стоимость 10 000 000, продали за 1 000 000 руб., это необходимо доказать. В данном случае привлекается оценщик для доказательства возможности некорректного определения стоимости, а в последствие и проведения судебной экспертизы.

В данном случае результаты судебной экспертизы могут быть положены в основу признания сделки недействительной.

Важно! Результаты оценки в процедурах банкротства, полученные разными экспертами и оценщиками, будут иметь определенный диапазон.

Сейчас для объектов недвижимости есть суждение о рыночной стоимости объекта, точнее диапазонов, в которых она может находиться. Судьи ориентируются на величину, условно, плюс-минус 20 %.

В пределах этого диапазона стоимость считается рыночной. Сумма плюс-минус 20 % взята из статьи 40 Налогового кодекса РФ.

Особенности оценки в процедуре банкротства организации

Оценщик должен учитывать факторы вынужденности и обязательности продажи в условиях процедуры конкурсного производства при определении рыночной стоимости имущества, входящего в конкурсную массу. Рыночная стоимость – это оценочная категория, определенная статей 3 закона об оценке, где четко указано:

под рыночной стоимостью понимается наиболее вероятная цена реализации при условии отсутствия влияния чрезвычайных обстоятельств, а именно: вынужденности продажи.

Если мы говорим об ограниченности срока экспозиции, это уже другая категория, это ликвидационная стоимость. В данном случае предусмотрена продажа только по рыночной стоимости, она признается на дату определения стоимости. Организация торгов занимает достаточно большое количество времени.

Поэтому в большинстве случаев рыночная стоимость, изначально определенная оценщиком, не является ценой реализации. Цена реализации имущества определяется непосредственно на торгах. Здесь для арбитражного управляющего срок экспозиции не ограничен.

Процедура конкурсного производства, как и любая процедура, может быть продлена, если не реализованы все мероприятия, и по ходатайству.

«Для достоверности результата оценки в процедуре банкротства рекомендуется брать аналоги не с открытого рынка, привычного для какого-то объекта, например, газету «Из рук в руки». Лучше брать объекты-аналоги из той же газеты «Коммерсант», тех продавцов, которые непосредственно близки вашему продавцу.

Таким образом, мы сможем исключить двойственность понятий «рыночная стоимость» и «рыночная цена», которые на сегодняшний момент кардинально не совпадают в рамках процедуры банкротства организаций», – порекомендовал Айдар Маратович Газдалетдинов, арбитражный управляющий, член экспертного совета СВОД, оценщик 1 категории, судебный эксперт.

Цена реализации имущества ≠ стоимость, указанная в отчете

Конкурсные кредиторы могут не согласиться с величиной, указанной в отчете оценщика, у них есть право изменить конечную величину стоимости, то есть начальную цену продажи имущества в рамках той или иной процедуры банкротства предприятия: финансового оздоровления, внешнего управления или конкурсного производства. Отчет оценщика при взаимодействии с арбитражным управляющим не является документом, по которому управляющий обязан реализовывать объект. То есть начальная цена продажи может определиться непосредственно на собрании кредиторов либо на торгах.

«Обязательности использования конечного результата, который указан в отчете, для процедуры банкротства предприятия нет и быть не может. Соответственно, в результате этого нельзя предъявить дополнительные требования в части имущественной ответственности по той стоимости, которую определил оценщик», – объяснил Айдар Газдалетдинов.

Возможности оспаривания отчета об оценке в процедуре банкротства

При работе оценщика с арбитражным управляющим важно иметь в виду, что отчет будет размещен и доступен публично. Любой пользователь, конкурсный кредитор, оценщик – абсолютно каждый в открытом доступе может получить отчет об оценке и оспорить полученные результаты.

Отчет оценщика, в силу статьи 12 закона об оценочной деятельности, является объектом доказательственного значения в суде. В данном случае всех интересует не качество выполненного отчета, наличие в нем тех или иных пунктов, предусмотренных стандартами и законом об оценочной деятельности, а именно конечная величина сделки. Именно поэтому возникают споры и претензии к оценщику.

Если отчет оценщика был задействован в какой-либо сделке, оценщик должен быть привлечен в качестве третьего лица.

Оспаривание достоверности величины стоимости объекта оценки, определенной независимым оценщиком, путем предъявления самостоятельного иска возможно только в том случае, когда законом или иным нормативным актом предусмотрена обязательность такой величины для сторон сделки государственного органа, должностного лица, органов управления юридического лица. Об этом говорится в Информационном письме Президиума ВАС РФ от 30.05.2005 №92 «О рассмотрении арбитражными судами дел об оспаривании оценки имущества».

В законе о банкротстве есть четкий регламент:

  • конкурсный управляющий должен произвести оценку;
  • затем в течение месяца разработать положение о торгах;
  • согласовать это на собрании кредиторов и так далее.

Срок действия отчета – 6 месяцев от даты составления, таким образом, за шестимесячный период арбитражный управляющий должен провести все мероприятия до публичной оферты.

С момента публичной оферты, по статье 26 ФСО-1, действие отчета пролонгируется.

Публичная оферта для процедуры банкротства организации – публикация в СМИ (газета «Коммерсант», местные источники) и единый федеральный реестр сведений о банкротстве.

«Ответственность оценщика, как следует из практики и из сегодняшнего законодательства, продолжается до момента публичной оферты. После публичной оферты стоимость, которая была определена отчетом оценщика, уже не имеет никакого значения», – отметил Айдар Газдалетдинов.

В случае оспаривания стоимости объекта оценки в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, к участию в деле привлекается оценщик, осуществивший оценку (статья 51 АПК РФ).

Для проверки достоверности и подлинности отчета может быть назначена экспертиза, в том числе, в виде иной независимой оценки (статьи 82 и 87 АПК РФ; Информационное письмо Президиума ВАС РФ от 30.05.2005 №92 «О рассмотрении арбитражными судами дел об оспаривании оценки имущества»).

Проверка достоверности отчетаПроверка подлинности отчета
Для проверки достоверности отчета оценщика, как содержащего сведения доказательственного значения, проверяется, на достоверных ли сведениях основывался оценщик при определении рыночной стоимости. То есть необходимо проанализировать те сведения, которые представил заказчик. Если оценщик написал все правильно, то в ответственность с оценщика снимается.Элемент уголовно-процессуального кодекса, можно вызвать оценщика и спросить: действительно ли его это отчет. Если нет, то должна быть проведена экспертиза: это вопрос подлинности документа.

Иная независимая оценка в рамках АПК регламентируется проведением повторного определения рыночной стоимости объекта и здесь привлекается судебный эксперт.

Бывали случаи, когда оценщик допускал арифметические ошибки, перемножал неправильно и ошибался в несколько раз. Вывод кассационной инстанции был сделан однозначно: в данном случае отчет оценщика является рекомендуемым для цели совершения сделки.

«То есть, ответственности нет никакой. Больше ответственности существует в части публичности отчета оценщика, который публикуется в едином федеральном реестре сведений о банкротстве, возможных претензий со стороны конкурсных кредиторов и возможной неоплаты услуг», – прокомментировал Айдар Газдалетдинов.

Что нужно знать оценщику? Советы арбитражного управляющего

Иногда возникает недопонимание между оценщиком и арбитражным управляющим. Айдар Газдалетдинов рассказал, на что обратить внимание.

Во-первых, существует путаница между двумя понятиями: заключением эксперта и экспертным заключением.

В рамках судопроизводстваВ рамках оценочного законодательства
Эксперт – это лицо, обладающее специальными знаниями по касающимся рассматриваемого дела вопросам, и назначенное судом для дачи заключения (п. 2 ст. 86 АПК РФ)Эксперт – это член СРОО, сдавший единый квалификационный экзамен и избранный в состав экспертного совета СРОО общим собранием членов СРОО (ст. 16.2 ФЗ №135)
Заключение эксперта Экспертное заключение
Это процессуальный письменный документ, составленный на основании проведенных исследований по поставленным вопросам, проведенный непосредственно экспертом, судебным экспертом (ст. 86 АПК РФ).Это документ, он тоже процессуальный, но предоставляется саморегулируемой организации оценщиков по результатам проведения экспертизы отчета об оценке (п. 6 ФСО №5)

Также путаются понятия: «копия отчета в электронной форме» и «форма электронного документа». Статьями 130 и 139 закона о банкротстве предусмотрена обязанность арбитражного управляющего в течение 3 рабочих дней с момента поступления копии отчета об оценке включить его в единый реестр сведений о банкротстве.

В законе о банкротстве указано, что необходимо представить копию отчета в электронной форме. Понятия «копия отчета в электронной форме» в законодательстве об оценочной деятельности нет, поэтому возникает путаница: кто-то высылает только первую страницу, кто-то результативную часть, кто-то весь отчет целиком.

В законе об оценочной деятельности имеется понятие только бумажной версии отчета и формы электронного документа.

Копия отчета в электронной форме Форма электронного документа
Это электронная версия отчета об оценке, которую арбитражный управляющий должен включить в реестр сведений единого реестра сведений о банкротстве (закон о банкротстве)Отчет, составленный в форме электронного документа, должен быть подписан усиленной квалифицированной электронной подписью (закон об оценочной деятельности)

«Форма электронного документа, который подписан квалифицированной электронной подписью, никакого отношения к электронной форме отчета не имеет», – объяснил Айдар Газдалетдинов.

Оценщикам следует обратить пристальное внимание на учет НДС в отчете, поскольку отчет должен быть опубликован.

До 1 января 2015 гПосле 1 января 2015 г
Имущество и имущественные права должников, которые реализуются в рамках процедур банкротства, признавались объектом налогообложения по НДСВ отчете: «НДС облагается» и размер НДСИмущество и имущественные права должников, которые реализуются в рамках процедур банкротства, не признаются объектом налогообложения по НДС.В отчете: «НДС не облагается» или «НДС отсутствует» (пп. 15 п. 2 ст. 146 НК РФ)

Может возникнуть ситуация: оценка в процедуре банкротства была произведена с НДС, имущество выставлено на торги с учетом НДС, результаты торгов указаны с НДС. По аналогии с пп.

15 в рамках реализации имущества по ФЗ №159 «Об особенностях отчуждения недвижимого имущества для государственных муниципальных организаций» возникает неосновательное обогащение лица, которое выставило эту стоимость.

В данном случае может быть применена процедура убытков на величину НДС – неосновательное обогащение.

Кроме того, оценщикам, принимающим участие в процедуре банкротства предприятия, следует знать следующие нормативно-правовые документы:

  • Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации.
  • Федеральный закон «О государственной судебно-экспертной деятельности в РФ № 73-ФЗ от 31.05.2001 г.
  • Постановление Президиума ВАС № 23 от 4 апреля 2014 года «О некоторых вопросах практики применения арбитражными судами законодательства об экспертизе».

Источник: http://www.estimatica.info/assessment/business/139-rol-otsenschika-v-protsedure-bankrotstva-predpriyatiya

Статья 139 закона №127-ФЗ

Требование о проведении оценки в конкурсном производстве

В ходе проведения процедуры признания финансовой несостоятельности должника важнейшее значение придается правильной организации процедуры оценки имущества. Она регулируется, согласно ст. 139 127-ФЗ.

Структура и содержание ст. 139 127-ФЗ

В случае если реабилитационные процедуры признания должника финансово несостоятельным (внешнее управление и финансовое оздоровление) не привели к восстановлению его платежеспособности, то в отношении него вводится конкурсное производство. Оно предполагает формирование конкурсной массы и ее продажу на открытых долгах для погашения обязательств перед кредиторами по результатам.

Порядок проведения оценки и продажи имущества должника содержатся в ст. 139 127-ФЗ. Положения ст. 139 127-ФЗ направлены на практическую реализацию базового принципа  по максимальному удовлетворению требований кредиторов в ходе проведения процедуры признания компании несостоятельной.

Структурно статья состоит из 6 пунктов. Она регулирует следующие вопросы:

  1. Общий регламент проведения процедуры и перечень этапов, которые она должна включать: инвентаризация, оценка, разработка и утверждение плана продаж, проведение торгов и подведение итогов.
  2. Порядок определения и утверждения общих правил продажи.
  3. Правила проведения торгов.

Порядок оценки

Все торговые процедуры начинаются с проведения управляющим процедуры инвентаризации. Инвентаризация предполагает детальную опись всего имущества должника и публикацию сведений об итогах процедуры формирования конкурсной массы в ЕФБРСБ.

При проведении инвентаризации конкурсный управляющий выявляет фактическое наличие имущества, его состояние на текущий момент и сопоставляет с бухгалтерской отчетностью на предмет полноты отображения обязательств компании. Выявленные расхождения в обязательном случае фиксируются и отображаются на бухгалтерских счетах.

Управляющий должен не только описать имущество, но и оценить его.

Оценка имущества позволяет понять ликвидационную стоимость реализуемых активов (включая финансовые вложения и нематериальные активы) и определить в результате сумму, которую при благоприятном исходе можно получить в ходе торгов и направить на погашение обязательств перед кредиторами.

Оценка имущества должна происходить с учетом положений ст. 130 127-ФЗ.

В течение 10 дней после того, как в открытом доступе были опубликованы сведения о результатах формирования конкурсной массы, кредиторы вправе потребовать привлечения оценщика.

Такими правами наделены только те кредиторы, которым принадлежит более 2% в совокупной размере долговых обязательств по реестру.

Оценка требуется для получения наиболее объективной оценки стоимости имущества – определения ее рыночной стоимости.

Если управляющему поступило подобное требование о проведении оценки, то, согласно абз. 2 п. 1 ст. 139, у него есть два месяца на поиск оценщика и проведение оценочных мероприятий.

Отчет об оценке имущества должника подлежит включению в Федреестр по банкротствам в течение 2 рабочих дней. На ресурс передается копия указанного отчета в электронном виде.

Оценка производится независимым оценщиком, который обладает разрешением на оказание подобного рода услуг. Он должен быть членом специализированной СРО. Услуги оценщика платные, а обязанность по внесению платы возлагается на должника.

Оценщик не может быть заинтересованным лицом дела о банкротстве.

Но если кредиторы не будут удовлетворены результатами оценки и сочтут ее некорректной, то они вправе заявить требование о ее повторном проведении.

При этом расходы на оценочные мероприятия им нужно будет взять на себя.

Собрание кредиторов также вправе установить иные источники оплаты услуг оценщика. Например, выделить лицо, которое выразило согласие на оплату услуг по инвентаризации и оценке. Тогда произведенные данным лицом расходы подлежат в дальнейшем внеочередной компенсации после продажи имущества должника.

Результаты проведения оценки всегда допускается оспорить, согласно законодательству об оценочной деятельности, а при отсутствии этапа оценки доказать впоследствии, что ликвидное дорогое имущество было продано за бесценок, практически нереально.

Стоит отметить, что нередко кредиторы имеют разнонаправленные интересы в части определения стоимости имущества. Так, те залоговые кредиторы, которые хотели бы оставить предмет залога за собой, имеют право на это, если торги не состоятся. Поэтому они обычно заинтересованы в наиболее высокой стартовой стоимости.

Тогда как низкая цена имущества позволяет продать его максимально быстро.

Утверждение порядка продажи

После того как управляющим были получены результаты оценки имущества, у него есть один месяц на то, чтобы подготовить порядок продажи имущества. В данном документе прописываются:

  • торговая площадка для проведения торгов;
  • организатор торгов;
  • состав лотов и размер задатка;
  • шаг аукциона и цена отсечения;
  • сроки проведения;
  • процедуры и пр.

Условия продажи имущества должны предусматривать такие требования: деньги за проданное имущество должны поступить не позднее, чем через месяц после подписания договора купли-продажи или через 7 дней после перехода к управляющему права собственности.

Управляющему следует прописать в отчете, в каких именно СМИ будет размещена информация о проведении продажи имущества должника. Размещение подобного рода сведений в максимальном количестве СМИ или на спецплощадках в интернете может способствовать расширению численности заинтересованных в участии в торгах лиц.

А это позволит продать имущество на максимально выгодных условиях.

Порядок продажи имущества должника может предусматривать, что при невозможности реализовать его на первых торгах оно подлежит продаже по частям начиная с первых торгов.

При этом исчисление сроков, установленных для продажи имущества, будет начато заново.

При определении порядка продажи имущества управляющему стоит ориентироваться на то, что проведение торгов должно обеспечивать привлечение к ним максимального числа покупателей, что позволило бы получить максимальную прибыль.

Порядок продажи имущества должен иметь форму обязательного письменного документа. Разработанный управляющим порядок продажи подлежит согласованию с кредиторами. В ходе проведения собрания кредиторов они вправе:

  1. Принять его.
  2. Внести изменения.
  3. Отказаться от утверждения.

Порядок продажи имущества является весьма важным документом, который определяет ход торгов и их привлекательность для третьих лиц.

В п. 2 рассматриваемой статьи приведены последствия неутверждения собранием или комитетом кредиторов предложений от управляющего о порядке, сроках и условиях продажи имущества должника из-за разногласий, которые возникли между управляющим и собранием кредиторов.

В случае если в течение 2 месяцев после внесения плана продаж управляющим данные разногласия так и не смогли устранить, то в дело вмешивается арбитражный суд, который рассматривает данное дело о финансовой несостоятельности.

Именно суду отводится роль для разрешения конфликта и определения дальнейших действий.

Инициатива для обращения в суд с ходатайством о разрешении спора может исходить от управляющего или кредиторов.

Право на обращение в суд принадлежит и уполномоченному органу, но только если на обязательства перед ним приходится более 25% от совокупного размера кредиторской задолженности.

Вариантов для дальнейшего развития событий два:

  1. Суд принимает решение об утверждении сроков и условий продажи имущества.
  2. Он освобождает управляющего от исполнения обязанностей по ст. 144 127-ФЗ. В данном случае у него нет необходимости получать согласие от собрания кредиторов на устранение управляющего.

Вынесенное судом решение может быть обжаловано по нормам АПК.

Как продается имущество должника

Самый распространенный способ продажи имущества должника – это продажа через торги. Нередко именно для проведения торгов кредиторами и затевается сама процедура банкротства в отношении должника.

По умолчанию применяется метод продажи имущества на торгах, если закон, кредиторское собрание или комитет кредиторов не постановили использовать иной порядок продажи.

Иной порядок продажи имущества может быть предусмотрен и нормами 127-ФЗ. В частности, на него указывает ст. 132.

Продажа имущества производится, согласно условиям пп. 3-8 ст. 110, 111 ФЗ-127. Именно к этим статьям отсылает ст. 139 127-ФЗ. Статья 110, в свою очередь, регулирует порядок продажи основных средств, который зависит от разновидности имущества на продажу.

Допускается также проведение конкурса, а также торгов в открытой и закрытой формах.

Изначально продажа имущества происходит через публичный аукцион, который проводится на повышение ставок. Победителем его становится участник, который предложил максимальную цену за реализуемое имущество.

В случае если первичные и повторные торги были признаны несостоявшимися, или не был подписан договор с единственным участником закупки, то, согласно п. 4 ст.

139 127-ФЗ, продажа имущества должна происходить через публичное предложение.

Сущность процедуры публичного предложения по п. 4 ст. 139 127-ФЗ заключается в планомерном снижении цены продажи имущества, пока им не заинтересуется хотя бы один участник торгов.

При этом предложенная цена не может понижаться ниже предельного порогового значения, которое было определено на прошлом этапе закупки.

При получении нескольких заявок договор подписывается с участником, предложившим самую высокую цену.

Если же предложения идентичны, то побеждает участник, который сделал предложение первым.

Продажа имущества должника стоимостью менее ста тысяч рублей

Процедура проведения торгов в ходе признания несостоятельности является достаточно сложной и дорогостоящей.

Для того чтобы у управляющего была возможность реализации недорогого имущества из конкурсной массы в упрощенном порядке, в 127-ФЗ предусмотрено правило о том, что имущество с балансовой стоимостью не дороже 100 тыс. р. допускается продавать без торгов. Эта возможность закреплена в п. 5 ст. 139.

Но, согласно определению ВАС от 2017 года №305-ЭС17-9625, управляющему рекомендовано применять последствия невозможности продажи, то есть предложить принять имущество кредиторам в качестве отступного, если продажа такого имущества не сможет существенно повлиять на пополнение конкурсной массы.

Управляющий вправе продавать имущество должника без торгов при соблюдении двух условий:

  1. Его балансовая стоимость не превышает 100 тыс. р.
  2. Кредиторы должника предоставили свое согласие на продажу подобного имущества без торгов и установили такой порядок.

Балансовая стоимость имущества до 100 тыс. р. по нормам закона – это та цена, по которой допускается продажа имущества без торгов. Но бухгалтерская отчетность должника может быть признана недостоверной. В этом случае на такую стоимость ориентироваться нельзя. Также нередко даже в достоверной отчетности балансовая оценка имущества может серьезно отличаться от рыночной.

В этих ситуациях рекомендовано провести оценку стоимости имущества и если оно окажется дороже 100 тыс. р., то его нужно продавать через торговую процедуру.

Прочее

В п. 6 ст. 139 127-ФЗ отдельно оговаривается, что положения указанной статьи не распространяются на продукцию должника, которая была произведена им в процессе текущей хозяйственной деятельности. В данном случае применяется особый порядок продажи.

Таким образом, продажа имущества должника выступает важным этапом конкурсного производства, которое имеет целью получение наибольшей выручки для максимального удовлетворения требований кредиторов.

Процедура продажи имущества должника строго регулируется положениями ст. 139 127-ФЗ. Здесь указаны требования к проведению оценки имущества, определения и утверждения порядка продажи, а также особенности проведения продажи при стоимости имущества менее 100 тыс. р.

Продаже всегда предшествуют этапы инвентаризации и оценки имущества.

Источник: https://zakonguru.com/bankrotstvo/fizicheskix-lic/stata-139.html

Юрист онлайн
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: